Импортозамещение в производстве оборудования для российского ТВ

Необходимость импортозамещения радиоэлектронного оборудования, в том числе телевизионного, неизменно обсуждается на любой профильной конференции или круглом столе. С необходимостью решать этот вопрос никто не спорит, однако на деле процесс идет далеко не так быстро, как хотелось бы.

Причин для этого более чем достаточно, например, отсутствие предложений российского оборудования по многим позициям — студийных телевизионных камер, профессиональных звуковых микрофонов и т.д. Разработать и организовать их производство, тем более в кооперации с ведущими мировыми компаниями, возможно, но объемы российского рынка не позволяют надеяться на то, что в отсутствии государственной поддержки эти проекты будут коммерчески выгодными.

Может быть, тогда не стоит и копья ломать, ведь на то и существует международное разделение труда и научно-техническая кооперация, чтобы телевизионщики и телеком-операторы могли минимизировать свои расходы на покупку «железа» и софта, выбирая лучшее предложение на рынке?

На мой взгляд, стоит. Во-первых, в национальном проекте «Цифровая Экономика» и в «Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» ставится стратегическая задача многократно увеличить объемы производства российского оборудования, так как решение этой задачи имеет жизненно важное значение для нашего государства. Очевидно, что сама собой она не решится без эффективного взаимодействия и сотрудничества государства и участников рынка, которые на принципах государственно-частного партнерства должны совместно разрабатывать и реализовывать меры государственной поддержки российских производителей. А во-вторых, импортзамещения настоятельно требуют интересы обеспечения информационной и национальной безопасности страны. И вот почему.

Переход отечественного телевидения на цифровые форматы подготовки, хранения и вещания телевизионных передач является объективным процессом и полностью соответствует общемировым тенденциям. Однако наряду с возможностью передавать в тех же частотных каналах вместо одной аналоговой телепередачи несколько цифровых телевизионных программ с высоким качеством изображения и звука переход на «цифру» порождает множество новых угроз и рисков вплоть до возможности полного отключения цифрового телевещания из-за рубежа.

Эти риски — объективная реальность, обусловленная широким использованием импортного телевизионного оборудования российскими телекомпаниями, в котором принципиально могут присутствовать и программные, и аппаратные «закладки», которые дистанционно активируются по команде извне.
Фото: Depositphotos

При этом для их активации не обязательно наличие физического канала управления оборудованием, например, через интернет. «Спящие» закладки могут «проснуться» при появлении в информационном потоке, к примеру, в бегущей строке новостных программ определенных комбинаций слов, запрограммированных разработчиками студийного оборудования.

В современных политических реалиях, в условиях обострения международной обстановки подобные угрозы и технологические вызовы уже не могут быть игнорированы руководством России. Технологии гибридных войн и цветных революций в обязательном порядке предусматривают широкий спектр идеологического воздействия на население потенциального противника, в том числе путем вывода из строя информационной инфраструктуры государства. С учетом той особой роли, которое играет телевидение в жизни страны, можно предположить, что наряду с блокированием мобильной связи и интернета, сети телевизионного вещания станут одной из приоритетных целей воздействия враждебных государств или их коалиций.

Такое положение сложилось отнюдь не случайно, так как цифровое телевизионное студийное и профессиональное оборудование очень сложно устроено. Для его практической реализации приходится использовать быстродействующие многоядерные микропроцессоры, изготовленные на основе новейших достижений микроэлектроники. Переход к форматам высокой (HDTV) и сверхвысокой (UHDTV) четкости приводит к еще большему усложнению оборудования, так как объемы информации и скорости ее обработки возрастают многократно.

В свою очередь, современные микросхемы содержат десятки и сотни миллионов транзисторов. Поэтому получить точное представление об их внутреннем устройстве не представляется возможным, и они являются, по существу, настоящими «черными ящиками». Если 30 лет назад топологию микросхемы — а, следовательно, и ее принципиальную схему — можно было сравнительно легко считать путем послойного шлифования кристалла, то для современных цифровых СБИС, изготовленных по топологическим нормам 28 нм и менее, это практически невозможно.

Отметим, что даже разработчики отечественных микропроцессоров «Байкал» и «Эльбрус» не знают в деталях их топологию, так как при их разработке широко используются готовые модули (IP), лицензируемые у сторонних разработчиков в виде библиотечных элементов с готовой топологией этого элемента будущей СБИС. Положение усугубляется тем, что в виде IP-блоков зачастую покупаются ключевые компоненты микросхем — ядра цифровых сигнальных процессоров. Такой библиотечный элемент в дальнейшем механически переносится в топологию российской СБИС без раскрытия его схемы и внутреннего устройства. По этой причине невозможно гарантировать 100%-ное отсутствие «закладок» в готовой микросхеме даже отечественной разработки.

Даже разработчики отечественных микропроцессоров «Байкал» и «Эльбрус» не знают в деталях их топологию, так как при их создании широко используются готовые модули, лицензируемые у сторонних разработчиков

Еще хуже обстоят дела с полностью импортным оборудованием, так как оно имеет не только зарубежное «железо», но и программное обеспечение (ПО). Мало того, что никто из известных производителей никогда не передаст исходные тексты своих программ (в котором с легкостью можно спрятать любые программные «закладки»), они еще периодически дистанционно проводят его обновление. Обновление ПО является штатной опцией практически любого сложного оборудования, так как его производители в стремлении обойти конкурентов нередко выводят на рынок аппаратуру с недоработанным программным обеспечением. По мере его доработки потребителям по интернету посылаются либо новые исправленные версии ПО, либо «заплатки», закрывающие выявленные в ходе эксплуатации аппаратуры ошибки и недоработки программистов. В принципе это неплохо, так как во многих случаях обновление ПО позволяет потребителям получить новые функции или улучшить работу оборудования без замены имеющегося «железа». Проблема состоит в том, что обновление ПО происходит по известному только его разработчику протоколу в интерактивном режиме с двухсторонним обменом данных с сервисным центром.

Все это создает потенциальные угрозы не только дистанционного блокирования оборудования по сервисному каналу, но и возможность съема с оборудования различной служебной информации. Отключить или заблокировать обновления в большинстве случаев нельзя по условиям контракта с поставщиком оборудования, который гарантирует его работоспособность на все время жизненного цикла только при условии предоставления возможности дистанционного сервисного обслуживания.

В таких условиях традиционные методы защиты оборудования и информационных сетей от несанкционированного воздействия извне оказываются неэффективными.

Правительство России это прекрасно понимает и разрабатывает комплекс мер по нейтрализации угроз технологической и информационной безопасности страны. Так, в декабре 2018 года министр финансов Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой российские компании с государственным участием обяжут поддержать импортозамещение и перейти на преимущественное использование отечественного софта к 2022 году.

Для того чтобы ускорить этот процесс в нашей отрасли, целесообразно включить телевизионное оборудование, в том числе передающее и оборудование распределительных сетей, в перечень элементов критической инфраструктуры государства, внеся дополнения в соответствующие правительственные документы. Это позволит создать правовое поле, стимулирующее участников телевизионной отрасли к ускоренному импортзамещению. Параллельно с этим необходимо разработать эффективные механизмы государственной поддержки российских производителей оборудования, позволяющие им выпускать конкурентоспособную продукцию на уровне лучших мировых образцов. Это крайне важно, так как замещение импорта российским оборудованием не должно приводить к снижению его технического уровня и потребительских характеристик.

Комплексное решение всех этих задач позволит не только создать новые рынки для российского оборудования и решить задачу обеспечения информационной безопасности цифрового вещания, но и гарантирует дальнейшее технологическое развитие российского телевидения.

С учетом вышеизложенного эти вопросы должны непременно найти свое отражение в разрабатываемой «Концепции развития телерадиовещания в России до 2025 года». И более того, стать одним из главных векторов развития российского телевидения.


http://telesat-news.net/news/importozameshhenie_v_proizvodstve_oborudovanija_dlja_rossijskogo_tv/2021-07-01-28708

Поиск по сайту
Архив